Отправьте нам сообщение

Мы свяжемся с вами

в ближайшее время

Отправка...

Сервер обнаружил ошибку.

Отправлено.

(499) 995-28-15   |   info@center-point.ru   |   123592, Москва, ул. Кулакова, 20, строение 1А, офис 326

Рынок торговой недвижимости 2017

По итогам 2017 г. на московский рынок качественной торговой недвижимости вышло 5 объектов, общая площадь которых составила 199 тыс. м2. Это самый низкий показатель ввода качественных торговых площадей за прошедшие 10 лет.

Евгения Хакбердиева, директор по сдаче в аренду торговых центров, Knight Frank - «2017 год стал показательным с точки зрения спроса арендаторов на качественные торговые центры Москвы. Принимая во внимание низкие показатели ввода торговых объектов в 2017 году на фоне растущего спроса со стороны арендаторов, можно ожидать повышения активности девелоперов в торговом сегменте уже в 2018 году».

Крупнейшим проектом 2017 года стал ТРЦ «Vegas Кунцево» (GLA 119,5 тыс. м2; GBA - почти 287 тыс. м2) – третий проект девелоперской компании Crocus Group на московском рынке. Последний раз торговый центр подобного «Vegas Кунцево» масштаба открывался в Москве три года назад – в I квартале 2015 г. Это был ТРЦ Columbus, показатель арендопригодной площади которого составил 140 тыс. м2.

Также важно отметить, что продолжается кампания крупнейших девелеперов по реконструкции и редевелопменту уже существующих торговых объектов с целью продления «срока жизни» своих проектов и привлечения новых потребителей. Например, на месте снесенного ТЦ  «Капитолий» у станции метро «Молодежная» в 2015 г. открылся МФК «Кунцево Плаза» общей площадью 235 тыс. м2, судьбу устаревшего ТЦ «Капитолий» повторят проекты того же девелопера: уже в 2018 г. откроется ТРЦ на Каширском шоссе (GLA 70,2 тыс. м2), запланирован редевелопмент ТРЦ «Капитолий на Шереметьевской». Также проводится реконцепция в объектах «Золотой Вавилон Отрадное» (GLA более 20 тыс. м2), «Пятое Авеню» (GLA 20 тыс. м2 GLA), GoodZone (GLA около 65 тыс. м2).

На фоне сокращения объемов ввода новых площадей пустующие помещения в торговых центрах достаточно активно заполняются арендаторами: итоговый показатель доли вакантных площадей, составивший в конце 2016 г. 12,9 %, на конец 2017 г. составляет 8,5%.

Наибольший объем пустующих помещений зафиксирован в объектах, вышедших на рынок в 2016 г.: в настоящее время здесь остается вакантным каждый четвертый квадратный метр. Напомним, что в 2016 г. были открыты такие торговые центры, как «Акварель Южная», «Бутово МОЛЛ», «Хорошо!», «Восточный ветер», «Новомосковский». Арендная кампания в данных объектах продолжается.

Однако в целом на фоне сокращения предложения новых качественных объектов на московском рынке мы прогнозируем, что доля вакантных площадей в концептуальных объектах, введенных в эксплуатацию за прошедшие несколько лет, будет уменьшаться.

В IV квартале 2017 г. на российский рынок вышло 8 новых международных розничных операторов – данный показатель практически в 3 раза ниже показателя предыдущего года за аналогичный период: тогда свои магазины и заведения открыли 22 игрока. Семь операторов начали свое развитие с рынка столицы, один бренд - оператор спортивных товаров Lescon (Турция) - стартовал на рынке Воронежа в «Центре Галереи Чижова».

Таким образом, всего за четыре квартала 2017 г. на российский рынок вышло 37 новых международных розничных игроков. Данный показатель на 33% ниже количества новых на российском рынке зарубежных брендов за 2016 г., когда свои проекты реализовали 55 ритейлеров. Уровень выхода новых брендов в 2017 г. соответствует показателю не самого «позитивного» с точки зрения активности 2013 г., когда на рынок вышло 40 новых международных операторов.

Примечательно, что в текущем году 59% операторов, вышедших на российский рынок, позиционируются в высоком ценовом сегменте – годом ранее их насчитывалось 44% от общего числа. Среди дебютантов можно выделить бутик ювелирных украшений Mauboussin (Франция) на Никольской улице, открытие которого анонсировалось еще летом, но состоялось в конце декабря 2017 г., московский филиал премиального итальянского ресторана Assunta Madre Moscow на Поварской улице (до конца 2017 г. заведение работает в тестовом режиме, но уже открыто для посещений), долгожданный магазин детских игрушек и подарков "Игрушки Disney» в Центральном Детском Магазине, американский фитнес-клуб премиального сегмента TRIB3 в Лесном переулке, а также магазин спортивных товаров Under Armour (США), флагманский бутик которого открылся в ТРЦ «Метрополис».

По итогам 2017 г. структура распределения новых брендов по профилю совпадает с тенденциями предыдущих лет: практически одна треть (11 из 37) новых операторов относится к сегменту «одежда/обувь/белье», занимая как «средний», так и «выше среднего» ценовые сегменты. Таким образом, в 2017 г. сегмент одежда/обувь/белье» стал лидирующим среди всех новых операторов, вышедших на российский рынок. Другие сегменты представлены примерно равными долями и достаточно сильно отстают по количеству от лидирующего направления – на рынок вышло по 4 оператора в сегменте «спортивные товары», «детские товары» и «техника/электроника», по 3 представителя сегментов «косметика и парфюмерия» и «общественное питание». Остальные сегменты представлены парой операторов либо единичными представителями.

У 32% вышедших в 2017 г. на российский рынок международных брендов страной происхождения является Италия, что продолжает тенденцию 2016 г. Однако в текущем году можно отметить такую интересную тенденцию, как появление игроков из Казахстана и Молдавии: бренды данных стран редко фигурируют в списках дебютантов на российском рынке.

В 2017 г. о закрытии магазинов в России объявило 8 игроков: это такие операторы, как Finlayson (товары для дома, Финляндия), Takko Fashion (универмаг, Германия) и Mamas & Papas (товары для детей и будущих мам, Великобритания). Для сравнения: в 2016 г. с рынка ушло 5 иностранных брендов, в 2015 г. – 11 операторов, а в 2014 г. – 12 зарубежных розничных компаний.

По итогам года резких изменений арендных ставок в торговых центрах в 2017 г. не произошло, однако в связи дефицитом торговых площадей для некоторых крупных сетевых операторов, вызванным низким уровнем нового качественного предложения, рост ставок аренды составил около 10%.

Несмотря на низкий показатель ввода новых качественных торговых площадей, по итогам 2017 г. Москва не является лидером по обеспеченности жителей качественными торговыми площадями среди городов-миллионников (4 место с показателем 501,6 тыс. кв. м/1 000 жителей), что говорит о том, что потенциал строительства новых торговых центров у города есть.

Согласно планам, анонсированным девелоперами торговых объектов, в 2018 г. на столичном рынке будет введено около 324 тыс. м2 торговых площадей.

К вводу заявлены такие крупные торговые объекты, как ТРЦ «Остров мечты» (GLA 80 тыс. м2) и проект редевелопмента торгового центра на Каширском шоссе девелопера «ЭНКА ТЦ» (GLA 71 тыс. м2). Также ряд объектов, заявленных к вводу в 2017 г., не был реализован, и их сдача в эксплуатацию запланирована на первое полугодие 2018 г. Это, например, такие объекты, как вторая очередь ТЦ «Южный» (GLA 20 тыс. м2), «ВТБ Арена парк» (GLA 17 тыс. м2) и ТЦ «Галеон» (GLA 14 тыс. м2).

На фоне ввода новых торговых площадей в 2018 г. мы ожидаем небольшого увеличения доли вакантных площадей в новых торговых центрах – до 9,0%, однако вакансия в стабилизированных торговых центрах, работающих больше двух лет, будет снижаться.

Также важно отметить, что в ближайшие 3 года перспективной локацией для формирования крупных торговых кластеров могут стать территории за МКАД, где ведется или запланировано строительство станций метро. С 2003 по 2017 гг. в этих районах было открыто 16 станций, до конца 2020 года планируется ввести в эксплуатацию еще около 15. Развитие транспорта, жилой застройки ведет к росту числа жителей и улучшению инфраструктуры в данных зонах. Таким образом, относительно отдаленные от МКАД жилые районы, но имеющие станции метро рядом, будут привлекательны для девелоперов благодаря обеспеченному потоку посетителей. Например, в районе Саларьево в 2019 г. будет введено 432 тыс. м2 жилья, а в составе ТПУ будет работать ТЦ «Саларис» общей площадью 310 тыс.м2. Также в районе станции метро Котельники к 2019 г. планируется построить торговый центр с арендной площадью около 100 тыс. м2.

Author: knightfrank.ru

Created: 16/01/2018

Updated:

Category:

Tags: торговые центры, торговая недвижимость, commercial real estate

 

Назад

Контакты

______________________________________________________________

 

Тел.: +7 (499) 995-28-15

Email: info@center-point.ru

Адрес: 123592, Москва, ул. Кулакова, 20, строение 1А, офис 326

Copyright © Center-Point.